Добавлено: Пт Янв 29, 2016 15:29
Заголовок сообщения:
Я согласен, что роль магов в фэнтези зачастую приуменьшена. Правда, в первую очередь не в конкуренции с богами, а в конкуренции с рыцарями. На мой взгляд, в мире, где маги могут читать мысли и метать молнии, возникнет именно магический феодализм. Но - чего в Эадоре нет, того нет.
Но кое с чем другим я не согласен.
Не случайно религия моментально превратилась в государственный инструмент.
Распространённое заблуждение. Не случайно - но и не мгновенно. Древнейшие религии реального мира, напротив, утверждали раздельность мистической и бытовой составляющих человеческой жизни. Как поработаю - так и поем. Как помолюсь - такая карма и будет. Системы практически не пересекались. И уже значительно позже (хотя и до христианства) появилась идея о том, что боги как-то связаны с этикой. Богу интересно не только то, как часто я молюсь, приношу жертвы и вешаю на его статую цветы, но и то, перевёл я старушку через улицу, или нет. Это была новая и свежая идея... Другое дело, что она сразу обеспечила религиям, взявшим её на вооружение, преимущество. Мало кто готов удовлетвориться горсткой последователей - всем подавай народы и страны. А для того, чтобы религия хорошо пошла в массы без зримых чудес, требуется выполнение хотя бы одного из двух условий:
1. Та самая ставка на этику. Не укради - даже если никто не видит. Не прелюбодействуй - даже если она всецело за. То есть государство действительно видит, что религия может хотя бы частично рассматриваться в качестве инструмента.
2. Ставка на вседозволенность. Вам раньше говорили, что нельзя... А я говорю вам, что можно! И бог только за! Обычно такой приём мы видим у различных "тёмных" культов: да здравствует разврат, ура наркотикам, ударили по правой щеке - проведи хук слева, а потом коленом в живот... Но и "светлые" религии прибегают к подобному, разрешая более разнообразное меню или отрицая суеверия.
Религия практична. Дикари поклоняются молниям не потому, что они красивые и сверкают, а потому, что верят, будто преклонив колени в грозу они защищают себя от беды (удара молнии). Конечно, ритуалы эти могут проходить корректировку в зависимости от результатов. Например кланялся, а молния ударила все равно, начал жертвовать младенцев.
Тут в другом вопрос: а как зарождаются первые идеи? Ветхий Завет полон пророческих речей: никто и никогда, ни один народ не менял свою религию вне зависимости от поведения богов. Одни только израильтяне всё время норовят... И точно так же эти речи отрицают действенность обращений к идолам. Настаивая на той самой практичной экспериментальной проверке. Но вот кто первый сказал, что, наверное, нужно младенца пожертвовать (и окружающие сказали не "да пошёл ты с такими предложениями!..", а "о, точно, надо попробовать!")?
Так вот, в фентези-мире "боги", ничего не представляющие своим последователям, проиграют конкуренцию моментально.
Это если она есть. Мы смотрим на эту картину глазами современного человека, который привык к конкуренции во всех сферах. И представляем себе язычество сквозь призму сатаны из книги Иова: "Разве даром богобоязненен Иов?". Эдакий базар богов: "Мне молись, мои верней награды!". На самом деле язычник представлял себе мир несколько иначе: либо инклюзивно: зачем мне поклоняться Тору вместо Зевса, если на самом деле это разные имена одного и того же божества? Я поклоняюсь пантеону целиком, насколько это допустимо. Царю богов - больше, трикстеру вроде Гермеса или Локи - меньше, менять тут нечего. Либо второй вариант: не я выбираю бога, бог выбирает меня. Потому что я представитель избранного народа, избранной профессии, живу в избранной земле... Очень может быть, что бог ацтекских горных воинов сверхкрут и щедр на дары своим верным поклонникам. Но мне-то что с того - я простая китайская рыбачка...
Вот в Эадоре ситуация во многом похожая. Каждый народ поклоняется своему создателю, а боги не стремятся расширить пределы своей власти. Эльфы и алкари живут сейчас без богов. Неужели Дариол регулярно получает спам-рассылки: "Вы всё ещё не веруете в нашего Господа? Тогда мы идём к ВАМ!"? Думаю, нет.
Никто не будет поклоняться неведомому духу, который ничего не дает и ни за что не наказывает, когда есть вот тот клевый маг, гарантирующий сезон урожая в обмен на пару девственниц.
Я полагаю, это лишь изменит границы сферы взаимоотношения с богами, но не более. Человек обращается к богу, который - не забываем - есть воплощение Абсолюта, чтобы быть уверенным в том, что направляет просьбу тому, кто умеет всё и держит под контролем всё. Да, за урожаем или исцелением от простуды будем ходить к магу. Но либо маг попытается изобразить из себя бога (чем у нас балуются только Владыки да монстры), либо встанет на одну доску с ремесленником. Ремесленник, конечно, доступней и его проще мотивировать - но его возможности ограничены. Люди видят, что маги точно так же стареют, болеют, нуждаются в деньгах, боятся, завидуют... Маг, помоги мне сдать экзамен! Маг, сделай так, чтобы она согласилась! Маг, устрой так, чтобы этот гад сломал ногу! - чего-то он не сможет, на что-то не "подпишется". А бог по определению способен почти на всё. Главное - его упросить. А то, что он ничего не дает и ни за что не наказывает - так это непроверяемый факт. Кто-то верит, кто-то нет.
Так гоблины в Эадоре именно что не пляшут под дудку сверхсущностей.
Или это происходит потому что ни одна сущность ими не заинтересовалась?
Думаю, в том числе и поэтому. Ибо
с гоблинами всё не так однозначно. Ни один бог так и не взял на себя ответственность за их сотворение. Больше всего они похожи на результат не самого удачного эксперимента, который по каким-то причинам не был... ликвидирован.