Добавлено: Сб Окт 25, 2014 22:13
Заголовок сообщения:
Раз пошёл разговор о призраках с точки зрения лора, решил вставить свои пять копеек тринадцатимесячной давности:
"
К вопросу о призраках
Несмотря на то, что литературные и игровые фэнтези-миры происходят от одних и тех же источников, между ними существует немало различий. Одним из них является профанация качественного различия между существами в бою и - при возможности - замена её количественной.
В самом деле, одним из ярчайших примеров подобного рода со стороны литературы является цикл "Дорога" Александра Больных. За три тома только один раз противостояние между "светлыми" и "тёмными" силами выглядит как сражение примерно эквивалентных друг другу армий. Ещё можно вспомнить несколько эпизодов, где "светлые" превосходят врага числом. Никаких типичных для классики огромных орд "обычных" гоблинов против суперпаладинов Света. Обычное для этого мира столкновение сил Света и Тьмы заключается как-раз таки в появлении очередной особой разновидности "тёмных" супервоинов, неуязвимых для обычного оружия. Против них бессмысленно собирать армии... но стоит "светлым" нащупать их ахиллесову пяту - будь то огонь, вода, редкий артефакт или обычный солнечный свет, - и баланс резко изменяется в обратную сторону.
Для игровых миров, как правило, это неприемлемо. И дело даже не в том, что сложно и бессмысленно программировать этот подбор особых способов уничтожения. Как раз на сегодняшний день разнообразие видов всевозможного урона (автор этих строк для развлечения как-то составил список из 60-ти) только растёт. Но для них ценен баланс, а описанная выше ситуация не содержит его в принципе. Не вода больше всего опасна для железноголового тигра, а наличие у противника информации о том, что этот монстр боится воды. В зависимости от этого такой монстр будет или чересчур силён (когда эта гидрофобия остаётся тайной для врага), или чересчур слаб (когда ведёрко воды прихватывает с собой любой проходящий мимо путешественник). Стало быть - необходимо переводить подобную "качественную" защиту в "количественную".
Вообще в игре редко допускается ситуация, когда базовое оружие базового юнита может оказаться беполезно против монстра (ну, кроме штучного босса) в его нормальном состоянии. Распространённое исключение, пожалуй, составляют только отношения между наземными и летающими существами. Да и то... В WarCraft II дракон мог гонять рыцарей по поляне, как кроликов, оставаясь неуязвимым. В Heroes of Might & Magic - дракон силён, могуч, быстр, жизнестоек, обладает защитой от самых изощрённых заклинаний... но вовсе не неуязвим - даже для ополченцев с серпами и вилами. Прочие существа идут по пути подобной девальвации ещё быстрее. Поиск филактерии у лича? О чём Вы? Осиновые колы для вампиров? Зачем? В бою с демоном помогает не сталь, а распятие? Что за чушь! Сталь, сталь и ещё раз сталь - она вершит свой победный марш. Мечом можно повергнуть каменного голема, победить огненного феникса, повергнуть состоящего из воды элементаля, изрубить восставшего мертвеца... Но периодически всё же в этой связи возникают вопросы, на которые игровой мир - если он претендует хоть на какую-то реалистичность - должен дать ответы, пусть даже обращаясь для этого к опыту миров литературных. И один из них, которому и посвящено данное исследование - вопрос о том, КАК ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЫЧНЫМ МЕЧОМ (а то и вовсе без оного) МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ ПРИЗРАКА, который, как известно, и вовсе нематериален?
* * *
Ну что ж, вопрос поставлен. Первый ответ напрашивается сам собой: никак. Неужели всё так просто? Неужели бой человека с призраком, будь то классический Heroes of Might & Magic или наш любимый Эадор, - только уступка жанру, а в литературе подобных примеров нет? Отнюдь! Таковые есть; более того, на их базе можно построить не одну, а даже две различные объясняющие этот феномен теории. Поскольку доселе они никак не назывались, автор данного исследования взял на себя смелость назвать их соответственно "эфирной" и "лептонной".
В рамках обеих этих теорий ответ на поставленный вопрос начинается со встречного вопроса: а зачем обычному человеку побеждать этого самого призрака? Да, нематериальный призрак неуязвим для меча. Но это же свойство, делающее его столь грозным - на первый взгляд - противником, при дальнейшем рассмотрении делает его, напротив, слабейшим из противников. Ведь если человек не может дотронуться до призрака, то и призрак не может дотронуться до человека! Он неуязвим... но безопасен! И это не мои фантазии, в подтверждение своих слов могу привести хоть фидусьяров [Вера Камша, "Кесари и боги"], хоть теней из WarCraft III. Что? Это исключения из общего правила? Да. И это значит, что ключ к победе над призраком, а равно и различие указанных теорий, заключается в поиске того пути, как бестелесное существо способно наносить урон живому и материальному человеку.
Лептонная теория основывается на том, что призрак, вопреки убеждениям неспециалистов, на самом деле вовсе не нематериален. Просто материя эта... кхм... несколько иной природы. Да, самой по себе ей сложно взаимодействовать с человеческой плотью. Но призраку это и не нужно! Ведь человек (особенно в фэнтези-мире!) не исчерпывается этой самой плотью, у него есть иные структуры, отвечающие за жизненную энергию и здоровье психики, иногда выделяемые (всевозможные энергетические и тонкие тела), а иногда не вполне корректно, но доступно называемые "душой". Вот мишень атак призрака! И вот где следует искать против него оружие.
Что-что? "Мы говорим об обычном человеке, а не о маге?" Конечно. Но маг отличается от обычного человека не наличием этих самых "тонких" структур, а способностями к управлению ими. Да, не располагая настоящим магическим даром, сравниться с магом невозможно. Но породить какие-то ощутимые импульсы - вполне:
Одна из природных способностей марида — умение как бы «разжиживать» собственную плоть... [...] Благодаря этому мариды запросто проходят сквозь любые твердые вещества, кроме меди и еще трех-четырех других, редких. Клинки, стрелы, пули — все это мариду не страшно. Но совсем другое дело — телесный контакт. Если духовная сила человека достаточно высока, он без труда собьет концентрацию, вернув джинна в материальное состояние. А в этом виде его можно схватить, ударить, ранить, даже убить. Именно поэтому хозяин так легко колотит Хубаксиса хоть руками, хоть посохом, хоть простой палкой.
Александр Рудазов, "Война колдунов: Штурм цитадели"
Ну да, цитата может показаться не вполне убедительной. Здесь речь идёт о джинне-мариде, а не собственно о призраке. Тогда - вот другое свидетельство:
— Выходи, негодяй! — крикнул он, поднимая меч.
Словно сгусток тьмы рухнул на камни мостовой.
— Вот человек, который нужен мне! — взревел призрак.
Хани отступил на шаг. Он был готов сражаться с мертвецом в любом обличьи, но не в виде черной кляксы. Что с нею делать?
Постепенно бесформенное черное пятно вытянулось вверх. Теперь оно напоминало силуэт человека, закутанного в длинную, до пят мантию. Над чернотой зажглось бледное желтое кольцо.
— Ты готов, мальчишка? — издевательски спросил призрак. — Сейчас я убью тебя!
Отросток темноты стремительно бросился Хани в лицо. Он ощутил обжигающее ледяное прикосновение, по щеке заструилась кровь. Хани отступил еще на шаг.
— Мне даже не потребуется оружие! — завыл призрак, распуская черные щупальца.
Внезапно Хани разозлился. Как эта бесплотная мгла смеет пугать его?!
— Лжешь, собака! — крикнул он, взмахивая мечом.
[...]
...меч прорезал мятущуюся тьму, но, увы! Безрезультатно. Каждый раз мертвый король громко вскрикивал, однако удары его не ослабевали.
Поединок затягивался, и Хани начал уставать. Еще несколько ударов ледяных бичей обожгли тело. Краем глаза Хани увидел побледневшее лицо Рюби. Дела явно шли не так, как она намечала. Дъярв не выдержал и обрушил на призрак сильнейший удар секиры, но та безвредно просвистела сквозь мрак и с лязгом ударилась о камни. Прозвучал издевательский смех.
— Не суйся, глупец! Тобой я займусь позже.
Хани понял, что должен совершить нечто необычное, иначе бесплотная тень убьет его, а потом та же участь постигнет остальных. Что делать? Пот заливал глаза, дышать становилось все труднее. Хани почувствовал, как наливаются свинцом руки и ноги. В отчаянии он стиснул зубы и яростнее замахал мечом. Однако черный силуэт легко ускользал от ставших неточными ударов.
[...]
Неожиданно острая боль пронизала ему грудь. Хани подумал, что он ранен, но тотчас боль сменилась ощущением покоя и странного тепла, струящегося изнутри. Он продолжал механически сражаться с призраком и увидел, как по его правой руке заструился поток алого огня. Меч тоже переменил цвет, загоревшись багрянцем. Не ожидавший такого превращения призрак не сумел увернуться, ведь он полагал, что этот удар будет таким же безвредным, как множество предыдущих. Однако удар оказался роковым для него. Одетое трепещущим пламенем лезвие расчленило надвое зловещий сгусток мрака. Истошный вопль, короткая вспышка, удушливый смрад — и все кончилось.
Тяжело дыша, Хани бессмысленными круглыми глазами уставился на валяющийся перед ним на старой брусчатке тусклый медный обруч — так обернулась призрачная корона. Потом он поднял измученное лицо, криво улыбнулся и успокоенно произнес:
— Все.
Рюби подошла к нему и положила ладонь на лоб. Хани ощутил, как в него вливается энергия взамен потраченной, уходит прочь изнурительная усталость, затихает рвущая боль в ранах. Он благодарно улыбнулся.
— Ты испугался за других? — спросила она. Хани молча кивнул. — Тогда понятно.
Александр Больных, "Железный Замок"
Недостатком лептонной теории является то, что круг возможных жертв призрака всё-таки уже, чем может потребоваться для игры. Так, абсолютно неуязвимым для подобных атак окажется робот, лишённый души и всяческой "астральной энергетики". Эфирная теория предлагает другое объяснение. Призрак совершает свои атаки точно так же, как и любой другой монстр. Их результатом могут быть не только иссохшая плоть или необъяснимый холод, но и вполне обычные раны. Дело в том, что призрак постоянно "перемещается" между физическим и "иным" планами бытия по своему желанию. Когда он "там" - он может быть поражён лишь магией, но и сам не способен никого ударить (ранить, укусить и т.п.; возможно, он способен колдовать... но, к счастью, личи-призраки - редкость даже по меркам фэнтези). Но он выбирает цель, приближается, выбирает момент... и вот он уже "тут". Удар!... И он снова "там", надёжно защищённый от контратаки. Пример подобного существа можно наблюдать, скажем, здесь (правда, в этом источнике такие призраки называются "демонами", но не стоит обманываться - кроме собственно названия, никакого отношения к инфернальным сущностям данные "демоны" не имеют):
...демону, чтобы напасть, придется выйти в физическую реальность. Но этот не спешит, тянет время.
[...]
Воздух начал стремительно холодеть – наконец-то тварь готовилась к прыжку в физическое пространство. В отличие от духов демоны имеют уникальную анатомию – это единственные существа на Земле, для которых существует и масса, и псевдомасса. В случае опасности или охоты они запросто прыгают из Н-пространства в физическое, да и пожирать могут с равным успехом как массу, так и псевдомассу. Лишь бы это было существо, а не вещество. Дворжек выдохнул пар, моментально превратившийся в изморозь, и попятился к дальней стене, стрелка фоторецептора упала почти до уровня «Эй». Темнота за проемом сгустилась, образовав неясный, но пугающий силуэт. Пулемет загрохотал сам собой, у Дворжека рефлексы тоже были в порядке, но одной очередью такую тушу не остановить, пришлось добавить еще и еще, прежде чем тварь оформилась окончательно. Но и это не помогло, демон оказался не только тяжелым, но и на редкость живучим: получив с десяток пуль, он все-таки выпрыгнул в коридор. Несмотря на предсказуемость такого маневра, Дворжек еле успел увернуться от тройного ряда клацнувших челюстей. Для физической массы в тонну это слишком уж резво, но силища у демонов не поддается человеческому пониманию, хотя и описана формулами. Снова дернулся пулемет, но слух уже не воспринимал грохот – замкнутое помещение оглушило до боли в ушах. Дворжек никогда не видел таких чудовищ, по сравнению с этим чумная трехрядка выглядела, как болонка рядом с касаткой в родной стихии. Палец еще раз выжал спуск – резче, чем требовалось, – добивая последние патроны. Пулемет несколько раз рявкнул и подавился опустевшей лентой. Этого Дворжек и ждал. Он швырнул бесполезное оружие в пелену дыма и пыли, сам схватил резак и метнулся в отрытый проем штабной комнаты. Ему понадобилось около секунды, чтобы двумя движениями крест-накрест материализовать за собой часть грунта. Демон бросился следом, но с ходу проломить преграду не смог. Раздался скрежет зубов и глухие удары, но как минимум минуту баррикада должна была выстоять. В массивном виде демон не пройдет через дверь, а в бесплотном через псевдопустой коридор.
Дмитрий Янковский, "Властелин Вероятности"
В данном случае борьба с призраком была возможна за счёт того, что процесс перехода легко предсказуем и занимает длительное время. К сожалению, в большинстве миров это, как правило, не так. Однако за счёт отменной реакции (или везения) можно успеть поразить призрака несколькими долями секунды раньше, чем он успеет ускользнуть (или даже, угадав, опередить его удар). Подобный удар окажется для призрака столь же опасным и разрушительным, сколь и для любого осязаемого противника. Возможно, даже в большей степени - ведь призраки, полагая себя в безопасности, редко заботятся о какой-нибудь дополнительной защите..."